Сначала он должен узнать вас

Например, если новорожденному котенку или обезьяне на несколько недель закрыть один глаз, то та зона мозга, которая собирает и обрабатывает зрительные ощущения, не разовьется. Поэтому тот глаз, который был закрыт, и позже не будет видеть, несмотря на то что с точки зрения анатомии в нем все нормально. Если котенку в течение нескольких недель показывают только вертикальные полосы света (что очень трудно реализовать на опыте), то позднее он не сможет распознавать горизонтальные структуры и всегда будет натыкаться на них, например, он не будет опознавать горизонтальный край стола.

Чем дольше длится эксперимент, тем значительнее будут нарушения. Для мыши большую роль в ориентации при приближении к предметам играют усы (вибриссы).

Если сразу же после рождения мышонка ему всего лишь на несколько дней склеить усы, соответствующие нервные структуры, отвечающие за эту функцию, не сформируются. У животных для каждого вида чувствительности существует «критический период», когда каждый орган, чтобы правильно развиться, должен получать определенную стимуляцию.

В настоящее время нам пока неизвестно, когда этот период начинается и сколько времени он длится, но он, определенно, имеет место, отсюда вывод о необходимости ранней стимуляции.

Возможно, у человеческого существа все происходит значительно сложнее.

С самого начала новорожденные отличаются друг от друга; у каждого свой собственный жизненный ритм и своя степень восприимчивости к различного рода стимуляции. Но при всей ее необходимости не переусердствуйте, иначе эффект будет обратным: если малышу в состоянии бодрствования предлагают несколько красных мячей разного размера, он будет смотреть на самый большой: но если в это же время ему дают послушать музыку, он направит взгляд на самый маленький мяч, он как бы обобщает свое восприятие и не может перейти определенный порог.

В конце концов, придя в состояние излишнего беспокойства, он прервет общение и заснет. По мере взросления будет развиваться и внимание малыша и его реагирование на разного рода раздражители.

Наши наблюдения подчеркивают необходимость следить за ритмом ребенка, не перегружать его, а главное — быть рядом в тот момент, когда малыш готов к общению, установить с ним контакт.

В частности, если вам удастся быстро установить эмоциональный контакт с недоношенным ребенком, дать ему почувствовать вашу заботу и внимание других людей, которые его окружают, то вы стимулируете развитие его ранних способностей и чувств, о важности которых я только что говорил.

Поэтому, следуя рекомендациям педиатров, ребенку, находящемуся в кувезе, дают иногда послушать записанный на пленку голос матери, конечно, когда малыш доступен (например, во время кормления через зонд).

Очень важно вывести его из изоляции.